Максим Венгеров: быть дирижёром – моя детская мечта

Последний день августа руководство Московской консерватории посвятило встрече с журналистами – в зал для пресс-конференций были приглашены представители средств массовой информации, которые освещают события в классической музыке.Максим Венгеров на Classica.FM Концерт 3 сентября, когда за дирижёрский пульт Оркестра Московской консерватории встанет Максим Венгеров, как раз является событием такого масштаба – одновременно экстраординарным, – по сути, и традиционным, – каким хотело бы видеть события такого рода руководство консерватории, о чём и заявил ректор Московской консерватории Александр Соколов. В пресс-конференции приняли участие дирижёр Максим Венгеров, ректор МГК Александр Соколов и главный дирижёр Оркестра Московской консерватории Анатолий Левин.

Героями встречи безусловно были Венгеров и Левин – приглашённый дирижёр и художественный руководитель оркестра, которым был посвящено вступительное слово Александра Соколова перед журналистами. Известно, что оркестр возник фактически из учебного процесса консерватории – на момент создания большинство состава составляли студенты и аспиранты. Тем не менее, оркестр сразу шагнул от учебной деятельности к концертной, которая составляет сегодня более весомую её часть (студенческий симфонический оркестр существует в консерватории и поныне, как отдельный творческий коллектив). Приглашение известных дирижёров – часть стратегии управления оркестром, своеобразное «перекрёстное опыление», как выразился ректор. Участие оркестра в «звездных» концертах стало почти повседневным – этим летом оркестр сопровождал выступление Пласидо Доминго, впереди концерт с Хосе Каррерасом. Будущий сезон перед закрытием Большого зала, связанным с началом реставрации, обещает быть очень насыщенным и интересным, пообещал Соколов.

Пресс-конференция в Московской консерватории 31 августа 2009Концерт 3 сентября в Большом зале по составу программы вполне мог бы претендовать на торжественное открытие сезона – прозвучит увертюра к «Свадьбе Фигаро» Моцарта, 1-й фортепианный концерт Чайковского и 5-я симфония Бетховена. Формально таковым не являясь – открытие состоится 14 сентября, снова при участии Оркестра Московской консерватории, когда за пульт встанет сам Анатолий Левин, – нужно отметить, что этот концерт, пожалуй, самое крупное событие начала сентября в Москве. Музыканты других оркестров в это время только собираются из отпусков и приступают к репетициям: после продолжительного летнего периода такие репетиции, как правило, сложны – нужно приходить в форму. Свой же оркестр неутомимый Анатолий Левин собрал уже в августе. Осталось за кадром, сумел ли он вообще отдохнуть этим летом после закрытия сезона в июне с двумя громкими премьерами Рахманинова и Гайдна, ответственного концерта с Пласидо Доминго в июле, творческой поездки в Тольятти, где он руководил фестивальным симфоническим коллективом в августе, и ответственным выступлением в первых числах сентября.

Одним из первых вопросов журналистов к Максиму Венгерову был предсказуемо посвящён недавнему заявлению музыканта о прекращении карьеры скрипача и желании сосредоточится на дирижировании и педагогической деятельности. Это действительно так, подтвердил 35 летний музыкант, который сыграл весь основной скрипичный репертуар и записал его. «В карьере скрипача я добился всего. В одиннадцать лет я перестал чувствовать себя вундеркиндом – меня стали критиковать, сравнивая исполнение с именами ведущих скрипачей, отмечая недостатки. С этого момента я чувствовал себя зрелым исполнителем. В 12 лет я выступил в Японии, в 14 – в США. Продолжать играть те же самые произведения в тех же залах сейчас – значит остановиться. А остановиться – значит деградировать». В 20 лет Венгеров стал изучать барочную музыку, освоил аутентичный инструмент, чуть позже – альт. В 25 лет стал брать уроки дирижирования, что стало исполнением детской его мечты. Максим Венгеров поведал историю о том, как будучи трехлетним мальчишкой увидел, как репетирует Арнольд Кац, руководивший тогда Симфоническим оркестром Новосибирской филармонии, где работал отец Венгерова. «Я сидел на первом ряду и восхищался им. А в перерыве подошел и сказал: «Хочу быть таким, как ты».

Максим Венгеров не боится оставить состоявшуюся блестящую карьеру скрипача ради новой – дирижёра. Он не боится стать посредственным дирижёром, ответив на прямой вопрос журналиста об этом. Станет она такой же яркой, покажет время, а для москвичей – ближайший концерт. Концертный же график Венгерова-дирижёра уже в этом году чрезвычайно плотный – в октябре его ждут выступления с Краковской Симфониеттой в Польше, Открытый фестиваль в Бухаресте, Симфонический оркестр Торонто, Стамбул и Баку, где он уже назначен на пост главного приглашённого дирижёра.

Обсудить в форуме