Максим Венгеров с Оркестром Московской консерватории

То, что скрипач Максим Венгеров время от времени оставляет свой именной «Крейцер» работы Страдивари для того, чтобы взять в руки дирижёрскуюМаксим Венгеров палочку, в музыкальном мире известно хорошо. Имя Венгерова закрепилось с начала 90-х годов прошлого века, после победы на Международном конкурсе имени Карла Флеша, нередко упоминалось на афишах крупнейших концертных залов вместе с именами прославленными оркестрами и дирижёрами – К. Аббадо, Д. Баренбоймом, В. Гергиевым, К. Дэвисом, Ш. Дютуа, Н. Заваллишем, Л. Маазелем, К. Мазуром, З. Метой, Р. Мути, Ю. Темиркановым, В. Федосеевым, М. Чунгом, М. Янсонсом и другими. Венгеров выступал с Дж. Шолти, И. Менухиным, К. М. Джулини, М. Ростроповичем.

В 2008 году музыкант объявил о своем решении прекратить исполнительскую карьеру, сосредоточившись на педагогической деятельности и дирижировании. На вопрос «что побудило вас сменить смычок на дирижерскую палочку»? – Максим Венгеров отвечает так: «Я хотел дирижировать оркестром ещё в трёхлетнем возрасте. Как-то мой отец – гобоист в Симфоническом оркестре Новосибирской филармонии – взял меня с собой на работу. Я смирно сидел в первом ряду, внимательно наблюдая, как репетирует Арнольд Кац, руководивший тогда оркестром. А в перерыве встал, подошел к нему и сказал: «Хочу быть таким, как ты». Мне так понравилось всё, что он делал! Он мне очень серьёзно сказал: «Ты не можешь сразу стать дирижёром, сначала надо научиться играть на каком-нибудь инструменте. Например, на гобое. Научишься на нём играть – и заменишь своего папу, он мне уже так надоел». А я ему ответил: «На гобое играть не буду, потому что меня никто не увидит. Я буду играть на скрипочке».

34-летний музыкант начал брать уроки дирижирования 10 лет назад у ученика И. А. Мусина – Вага Папяна. Вначале пробовал силы с камерными коллективами, в том числе и с Фестивальным оркестром Вербье, затем с симфоническими оркестрами Иерусалима, Кракова, Бухареста, Белграда, Брегена, Баку. В июне 2008 года Максим Венгеров встал за дирижёрский пульт оркестра Мариинского театра, в 2009 году выступил с оркестром «Виртуозы Москвы» и Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии.
3 сентября Максим Венгеров встанет за пульт Симфонического оркестра Московской консерватории. В последнее название этого оркестра всё чаще упоминается в наиболее значимых музыкальных событиях, проводимых в здании на Большой Никитской, и не только там – летом этого года оркестр сопровождал выступление Пласидо Доминго на концерте в Барвихе, – пожалуй, одно их самых заметных музыкальных событий этого года. Коллектив под управлением главного дирижёра Анатолия Левина открывает и закрывает музыкальные сезоны, участвует в громких премьерах, таких, как постановка оперы «Монна Ванна» Рахманинова, «Harmoniemesse» Гайдна с дирижёрами Владимиром Ашкенази и Геннадием Рождественским летом этого года.

Выбор Максимом Венгеровым программы для концерта с Симфоническим оркестром Московской консерватории не случаен. «У меня есть свой определённый план освоения репертуара», – говорит музыкант, который стремится больше дирижировать классикой – Моцартом, Бетховеном, Брамсом. Пафос 5-й симфонии Бетховена и торжественного 1-го фортепианного концерта Чайковского вполне могли служить открытию сезона, но концерт таковым не является. Официальное открытие музыкального сезона в Большом зале московской консерватории назначено на 14 сентября, и снова при участии оркестра под управлением Анатолия Левина. В этот день виолончелист Александр Рудин представит си-минорный концерт Дворжака, а во втором отделении прозвучит 8-я симфония этого же композитора.

Возвращаясь к концерту 3 сентября, можно предположить, что событие обречено стать заметным. Учитывая темперамент и амбиции молодого дирижёра, вряд ли Бетховен и Чайковский будет унылым и скучным. Репетиции Венгерова с оркестром уже начались, по ним можно судить, что Венгеров намерен сказать собственное слово в прочтении известной музыки.

Пианист Сергей Кузнецов пока мало знаком московской публике. Он окончил Московскую консерваторию в классе профессора М. С. Воскресенского, с 2001 по 2005 обучался у профессора Олега Майзенберга в аспирантуре Венского университета музыки. В 1999 году Кузнецов выиграл первую премию на международном конкурсе A.M.A. Calabria (Италия) и в 2000 году – третью премию на конкурсе княжества Андорра. Летом 2003 года Сергей завоевал вторую премию на международном конкурсе им. Гезы Анды (Швейцария). В августе 2005 года Сергей Кузнецов стал обладателем второй премии на международном конкурсе в Кливленде (США).

География выступлений пианиста включает в себя города России, Испании, Великобритании, Франции, Италии, Португалии, Швейцарии, Германии, Австрии, США, Японии и Нидерландов. Сергей работает с такими коллективами как Квартет им. Шостаковича, Квартет им. Изаи, БСО им. Чайковского, Кливлендский оркестр, Оркестр Винтертура (Швейцария), Берлинский и Мюнхенский симфонические оркестры. Пианист участвует во многих международных фестивалях. Сергеем Кузнецовым выпущен компакт-диск под маркой «Classical Records» с записью произведений Брамса, Листа и Скрябина.

——————————————————————————–
Четверг, 3 Сентября 2009 г., Большой зал Московской консерватории

Симфонический оркестр Московской консерватории
Художественный руководитель – профессор Анатолий Левин
Дирижер – Максим Венгеров
Солист – Сергей Кузнецов (фортепиано)

В программе:
П.И. Чайковский, Концерт № 1 для фортепиано с оркестром,
Л. Бетховен Симфония № 5