Музыкальный август на Большой Никитской

Сезон Московской консерватории открывается совсем скоро – 1 сентября, мы же хотим подвести итоги августа. В отличие от Европы,Андрей Осокин в Рахманиновском зале Московской консерватории где август – это пик музыкальной жизни, где классическая музыка звучит в концертных залах и самодеятельных сценах, городских площадях и парках больших и малых городов, где один фестиваль сменяет другой (что можно видеть и по заголовкам новостной ленты Classica.FM), – в России это время паузы в культурной жизни, время покоя и тишины. Однако она – культурная жизнь – не замирала совсем: в четверг завершился фестиваль «Собираем друзей», об открытии которого мы сообщали 29 августа – это последнее крупное событие Московской консерватории перед открытием сезона 2009-2010 гг. С 3 по 20 августа здесь проходила целая серия из 13 концертов студентов Международной летней школы Московской консерватории.

Создавалось впечатление, что событие это было довольно важным для классической музыки, – сюжеты с концертов мелькали на канале «Культура», большинство выступлений собирали полный Рахманиновский зал. Смеем думать, что не только из-за блёклого концертного августовского фона и бесплатного входа: фестиваль собрал талантливых музыкантов, исполняющих интересную музыку, которую в «официальном сезоне» не услышишь, имена же молодых исполнителей на афиши не попадают из-за недостаточной их известности. В день открытия состоялся концерт русского романса «Славянская душа» в исполнении сопрано Анастасии Прокофьевой и пианиста Станислава Дяченко. 5 августа звучала музыка для фортепиано, скрипки и кларнета Бетховена, Россини, Грига, Сарасате, Мийо, Лигети, Сергунина в исполнении Алексея Сергунина, Роберта Брема и Георгия Мансурова. В сольной программе пианистки Ирины Плотниковой прозвучали произведения Мендельсона, Дебюсси, Прокофьева, Рахманинова, а 15 августа лауреаты международных конкурсов скрипач Граф Муржа и пианистка Наталия Гусь представили слушателям произведения польских классиков скрипичной музыки – Генрика Венявского и Кароля Шимановского.

Латвийская академия музыки имени Язепа Витола делегировала на фестиваль лауреата международных конкурсов пианиста Андрея Осокина, который выступил 17 августа с программой из произведений Моцарта, Бетховена, Я. Витола и Листа. Этот концерт собрал полный зал – люди сидели на подоконниках и на ступеньках сцены. «Чем вызван такой интерес?», – поинтересовался я у администратора зала. «А что – мальчик талантливый, симпатичный», – таков был прямодушный ответ, который и угодил в самую точку. Гагаринская улыбка, прекрасное резюме, осенённое именами европейских концертных залов и именитых оркестров. Половина публики – женщины околопенсионного возраста, из тех, что следят за афишами, читают рецензии, приходят не по одиночке и делятся впечатлениями. Самая благодарная публика – конечно, если знать подход. Исполнение Андрея Осокина подхода не потребовало, оно просто попало в точку: виртуозная техника, романтическая программа, лицо молодого музыканта вдохновенно светилось обаянием. Пианист так наслаждался исполнением, что Бетховен показался затянутым – двухчастная до-минорная соната №32 изобилует тематическим материалом, это целая галерея тем и образов. В музыкальном произведении у галереи должна быть анфилада – сквозное пространство, не позволяющее заблудиться в многочисленных комнатах. Подолгу сосредоточиваясь на каждой детали, упиваясь гением композитора, сакрально общаясь с ним один на один, недолго утомить публику – в предгрозовой Москве было на редкость душно.

Второе отделение исправило ситуацию. Четыре чудесных пьесы Язепа Витола были исполнены безукоризненно: вдохновенно, технично, картинно. Андрею на нынешнем этапе становления явно лучше удаются небольшие произведения, чем крупная форма. Три пьесы Листа из цикла «Грёзы любви» ещё раз подтвердили это, а соната-фантазия «По прочтении Данте» привела слушателей в восторг. Аплодисменты долго не смолкали, впрочем, молодой пианист ещё долго не отпускал публику исполнением на бис.

Концерт Андрея Осокина в фестивальной программе был предпоследним, завершился же музыкальный форум 20 августа большим концертом участников Международной летней школы Московской консерватории. Музыкальный август в консерватории закончен, теперь рецензии с Большой Никитской можно ждать только в сентябре.

Обсудить в форуме