Константин Волостнов – публика принимает даже сложные программы

Константин Волостнов – один из самых ярких молодых органных исполнителей, за плечами у которого победы на многих международных конкурсах. Органист постоянно концертирует в Европе, России – несмотря на то, что исполнитель москвич, застать в столице его довольно трудно. Гастрольный и учебный график музыканта расписан на ближайший год, договориться с ним о встрече совсем непросто. Константин только что вернулся из Ульяновска, где закончилось его довольно-таки масштабное турне по регионам России.

Konstantin VolostnovЕ. Привалова: Вы выступали с программой «Шедевры и раритеты органной музыки». Шедевры – понятно, но раритеты… Насколько легко шло руководство филармонии на то, чтобы в программе присутствовали малоизвестные композиции?

К. Волостнов: Вы знаете, все концертные организации, с которыми я сотрудничал, не задали ни одного вопроса по художественной стороне концертов, мы сразу приступили к решению организационных вопросов. Это говорит о готовности концертных организаций к экспериментам, готовности продвигать искусство не только популярное, но изысканное утонченное еще мало известное.

Е. Привалова: А как публика воспринимала программы?

К. Волостнов: Был очень теплый прием. Российская публика всегда очень хорошо принимает даже сложные программы. Хотя известно, что публика из-за особенностей слуха – слуха непрофессионального музыканта – скорее желает узнавать, а не познавать. Конечно, для большинства любителей органной музыки, услышать Токкату и фугу ре минор Баха еще до концерта оказывается более интересным, чем, допустим того же Регера или Боннала. Хотя на концерте для большинства слушателей зачастую происходят открытия, заставляющие многих иначе посмотреть на новые, неизвестные пьесы. И тогда уже можно услышать такие мнения: «как интересно, ведь есть не только Токката и фуга ре минор, но и замечательная музыка Райнбергера, Свелинка, Холлинза, и прочих композиторов, которых совершенно незаслуженно мало играют или не играют вообще».

Е. Привалова: У Вас в программе была Токката и фуга ре минор Баха?

К. Волостнов: Нет.

Е. Привалова: Что же было в качестве «приманки» для публики?

К. Волостнов: Ну, я бы не сказал – «приманки». Пожалуй, самая известная пьеса, которая звучала в этом турне – Прелюдия и фуга ля минор Баха. Все остальное –сочинения, иногда встречающиеся в программах отечественных органистов, чаще встречающиеся в программах зарубежных органистов, и достаточно большая часть произведений впервые были исполнены в России..

Е. Привалова: Все программы были одинаковы?

К. Волостнов: Не совсем. Дело в том, что каждая программа исполняется органистом из расчета инструмента. Если у меня в распоряжении прообраз 2-х мануального барочного немецкого органа, то я вряд ли смогу сыграть «Небесные колокола» Боннала, потому что это пьеса требует французского романтические органа, с подвижным красочным звучанием, близким к симфоническому. Поэтому программы корректируются в зависимости от инструмента, в общей сложности получилось порядком 2-х с лишним часов музыки.

Е. Привалова: Константин, расскажите в каких городах Вы выступили в рамках турне?

К. Волостнов: Всего была заявлено 7 городов – Новосибирск, Томск, Омск, Челябинск, Калининград, Уфа, Ульяновск. Но так случилось, что за 2 дня до выступления, совсем неожиданно для меня, отменили концерт в Томске. Таким образом, получилось, что было задействовано всего 6 городов.

Е. Привалова: Почему был отменен концерт?

К. Волостнов: Как мне сказали в дирекции Томской филармонии, якобы не продали билеты… А это так странно, ведь на других концертах в Сибири на концертах были аншлаги. И в Новосибирске, и в Омске я играл при полном зале.

Е. Привалова: То есть вы сомневаетесь в правдивости данного Вам объяснения?

К. Волостнов: Конечно, сомневаюсь.

Е. Привалова: Почему?

К. Волостнов: Возможно, это связано с тем, что в сфере органного искусства нашей страны сложилась довольно непростая ситуация. Со стороны некоторых коллег, которым лучше было бы сосредоточиться на собственном профессионализме, создаются определенные сложности. Потребность некоторых музыкантов в узурпировании концертных площадок, целых регионов, создании сети, сказывается в том, что органисты в некоторых городах Сибири могут играть только при помощи них. Их финансовая заинтересованность невозможна и неприменима в области органного искусства, и так достаточно бедного. Это, конечно, затрудняет развитие органного искусства в России. Финансирование органного искусства проходит пока не на таком уровне как симфонического или вокального. Орган находится в выживающем положении и, конечно, желание этих не совсем чистых на руку людей нажиться на бедной сфере, тоже вызывает сожаление.

Е. Привалова: Вы надолго в Москву?

К. Волостнов: Не совсем. Отыграю 2 концерта с симфонической капеллой В. Полянского в Светлановском зале Дома музыки и в концертном зале Чайковского и уеду на полтора месяца в Германию.

Е. Привалова: На гастроли?

К. Волостнов: Нет, на учебу. Ведь я учусь в Германии. Поскольку концертная жизнь органиста, живущего в России, играющего в России не позволяет постоянно находиться в Германии, я выезжаю в Германию на неделю или на месяц, в зависимости от ситуации и свободного времени. За семестр в Германии я бываю раза 4.

Е. Привалова: Это какое-то дополнительное образование? Ведь у Вас за плечами уже и Московская консерватория, и аспирантура!

К. Волостнов: В целом это образование для меня дополнительное, но для Германии это не дополнительное образование, а очень высокая ступень, которая доступна далеко не всем. И это меня заставляет очень гордиться обучением в Высшей школе музыки города Штутгарта. Не все даже допускаются к экзаменам, там очень мало мест и пройти конкурс достаточно сложно. Но это та ступень, на которой профессора к тебе относятся уже не как к студенту, а как к своему коллеге.

Е. Привалова: Сколько лет длится обучение?

К. Волостнов: Всего четыре семестра, из которых я уже два отучился, то есть 2 года.

Е. Привалова: Планируете какое-то еще дополнительное образование?

К. Волостнов: Только уже внутреннее самосовершенствование.

Е. Привалова: Зачастую артисты исполнительство сочетают с преподаванием. Вы не планируете в ближайшее время попробовать реализовываться на этом поприще?

К. Волостнов: Пока нет. Меня сейчас больше интересует организация разных проектов, концертов с участием не только органа, но вокала, солистов-инструменталистов, хора. Поскольку есть масса прекрасной музыки с участием органа, которую я бы хотел донести до публики. Часто это выливается в акции – серии концертов, фестивали. Например, вместе с директором хоровой школы Ольгой Мироновой мы начали проект «Органная музыка на Волге». Именно в этой школе появился единственный орган в московской области – в городе Дубна, где мы провели 4 концерта. Эти концерты смогли продемонстрировать широкую панораму органной музыки. Ведь есть немецкая, французская, итальянская музыка, транскрипции, современные и очень старинные органные сочинения. Это все меня, как человека буквально влюблённого в орган интересует и заставляет в этом направлении работать.


  • Дмитрий

    Органист Константин Волостнов один из самых достойных Российских музыкантов, и очень жаль, что и ему приходится сталкиваться с непрофессионализмом и безответственностью некоторых концертных организаций. Да и коррупция в органной сфере не порадовала, хотя подозрения о её существовании родились давно – ну почему в Сибири играют всё время одни и те же и как-то затёрто и некачественно, а иностранец появится – то или уже знаем, или кто-то полупрофессиональный. А кто в итоге страдает? Публика!

  • Дмитрий

    Органист Константин Волостнов один из самых достойных Российских музыкантов, и очень жаль, что и ему приходится сталкиваться с непрофессионализмом и безответственностью некоторых концертных организаций. Да и коррупция в органной сфере не порадовала, хотя подозрения о её существовании родились давно – ну почему в Сибири играют всё время одни и те же и как-то затёрто и некачественно, а иностранец появится – то или уже знаем, или кто-то полупрофессиональный. А кто в итоге страдает? Публика!

  • organmusican

    К огромному сожалению, Вы правы. Дело в том, что в Сибирь пока приглашают играть только полупрофессиональных органистов (если можно так выразиться). Настоящих профессионалов, достойных музыкантов туда просто не пускают. Это сильно затрудняет развитие органной музыки. Будем надеяться, что молодые активисты, наподобие Волостнова, смогут изменить ситуацию в регионах России.

  • organmusican

    К огромному сожалению, Вы правы. Дело в том, что в Сибирь пока приглашают играть только полупрофессиональных органистов (если можно так выразиться). Настоящих профессионалов, достойных музыкантов туда просто не пускают. Это сильно затрудняет развитие органной музыки. Будем надеяться, что молодые активисты, наподобие Волостнова, смогут изменить ситуацию в регионах России.

  • Александра

    Интересное интервью. Чувствуется любовь и творческое отношение к делу. Захотелось послушать органную музыку. Константин не только одаренный музыкант, но и широко мыслящая личность. Остается дождаться концерта в Москве, чтобы насладиться исполнительским искусством Константина и пропитаться энергетикой органной музыки.

  • Александра

    Интересное интервью. Чувствуется любовь и творческое отношение к делу. Захотелось послушать органную музыку. Константин не только одаренный музыкант, но и широко мыслящая личность. Остается дождаться концерта в Москве, чтобы насладиться исполнительским искусством Константина и пропитаться энергетикой органной музыки.

  • Евгений

    Право называть себя органистом дается не тем, кто умеет играть на органе, а тем, кто своей игрой заставляет публику понять, что перед ними выступает профессионал. В этом смысле молодым исполнителям довольно тяжело сыскать любовь и признание публики. Однако, есть такие одаренные личности, в небольшое число которых входит Константин Волостнов, которые не проигрывают на сцене очередное произведение, а проживают его вместе со своими слушателями. Это большая редкость и ценность для органного мира! А Константину остается пожелать только успехов в творчестве и совершенствовании мастерства и отсутствия преград в достижении своих целей!

  • Евгений

    Право называть себя органистом дается не тем, кто умеет играть на органе, а тем, кто своей игрой заставляет публику понять, что перед ними выступает профессионал. В этом смысле молодым исполнителям довольно тяжело сыскать любовь и признание публики. Однако, есть такие одаренные личности, в небольшое число которых входит Константин Волостнов, которые не проигрывают на сцене очередное произведение, а проживают его вместе со своими слушателями. Это большая редкость и ценность для органного мира! А Константину остается пожелать только успехов в творчестве и совершенствовании мастерства и отсутствия преград в достижении своих целей!

  • Михаил

    Очевидно, Константин Волостнов возомнил себя “мессией”, призванным спасти органную культуру в России. На эти претензии можно было бы закрыть глаза, если бы его исполнительская манера представляла недюжинную художественую ценность. Но – увы! – перед нами стереотипная, “механическая” по сути игра заурядного подмастерья средней руки. В этом плане Константину невероятно далеко до своего профессора Ломанна, стиль которого производит мощнейшее впечатление. Ну а то, что Константин весьма неуклюже пытается оплевывать своих российских коллег, красноречиво свидетельствует о его моральных качествах. Это и понятно, ведь Волостнов не “мессия”, а “самозванец”.

  • Светлана

    Видите ли, Евгений, подлинный мастер стремится раскрыть перед слушателем все достоинства исполняемой музыки, а не думает о том, произведет ли он на публику впечатление профессионала или нет. Как писал незабвенный Г.Г.Нейгауз, надо любить музыку в себе, а не себя в музыке. Волостнов – не самый плохой органист, но меня, как и Михаила, покоробило его отношение к коллегам (кстати, Михаил,”художественную” пишется с двумя Н; надеюсь, это просто опечатка). Так что простор для внутреннего самосовершенствования перед Константином открывается необозримый.

    • Anonymous

      Странно, читая комментарий Михаила и Светланы, не нашла ничего такого в интервью Константина, ни относительно его претензий на роль мессии, ни касаемо его отношений с коллегами. Однако осведомлённость и выверенность оценок Михаила и Светланы обнаруживают в них коллег Константина или, по крайней мере, людей, весьма приближённых к органной “тусовке”.
      Посещая концерты Константина Волостнова, я совершенно не думаю о механичности… Я получаю удовольствие от МУЗЫКИ в его исполнении, которая становится понятной, и в отношении которой я не чувствую насилия со стороны исполнителя.
      Друзья, в свете последних побед Константина на конкурсе в Англии, комментарии Михаила и Светланы выглядят, как мне кажется, завистливыми репликами коллег…

  • Veradenis

    Странно, читая комментарий Михаила и Светланы, не нашла ничего такого в интервью Константина, ни относительно его претензий на роль мессии, ни касаемо его отношений с коллегами. Однако осведомлённость и выверенность оценок Михаила и Светланы обнаруживают в них коллег Константина или, по крайней мере, людей, весьма приближённых к органной “тусовке”. Посещая концерты Константина Волостнова, я совершенно не думаю о механичности… Я получаю удовольствие от МУЗЫКИ в его исполнении, которая становится понятной, и в отношении которой я не чувствую насилия со стороны исполнителя.Друзья, в свете последних побед Константина на конкурсе в Англии, комментарии Михаила и Светланы выглядят, как мне кажется, завистливыми репликами коллег…

  • redirect

    Осталось непонятным из интервью – исполнитель заключал договоры с филармониями перед своей поездкой? Или тур формировался как попало, точне “по-советски”, с верой на слово? Если контракты или договоры заключались, то тогда утешением Константину должны быть неплохие штрафные санкции от Томска, неустойка за срыв концерта. А если не заключал – то кто же в этом виноват??? Зачем винить других людей в том, что якобы они мешают молодому таланту раскрыться, если все сделано неграмотно и непрофессионально, прежде всего, самим исполнителем или его менеджером? Томскую филармонию и обвинить формально не в чем – они контракт не подписывали, захотели – сняли концерт.

  • Veradenis

    Уважаемый redirect, неужели это бывает настолько ужасно? В Кирове такого произвола по типу: “захотели – сняли”, слава Богу, не было. Всё-таки к публике у администрации нашего органного зала есть уважение.

  • redirect

    В Томске исходят из своих финансовых интересов. Если билеты проданы плохо, они снимают концерт. Я знаю исполнителей, у кого отменяли концерты по 2-3 года подряд. Очень оригинальный город. Кроме того, Константин немного лукавит. Он и сам отменяет концерты в последний момент – за милую душу. Его прошлогодний декабрьский визит в Украину до сих пор вспоминается некоторыми директорами филармоний как страшный сон – как бездарной работой его менеджера, так и отменой концертов в последний момент, за 3 дня, по причине того, что шантажом, к которому прибегнул Константин, не удалось сделать желамое количество концертов. Так что не нужно играть роль “innocent puppet”. Фактически Константину вернулось то, что он сделал в декабре сам.

  • georgiv

    Для справки. Директор Харьковской Филармонии и его бесполезные сотрудники, которые сорвали не один концерт уважаемых исполнителей (преимущественно почему-то российских) получили выговор от Министерства культуры Украины.

  • administrative

    В декабрьском туре К.Волостнова было запланировано 4 концерта: в Харькове, Днепропетровске, Луганске и Донецке. Более чем за месяц до начала тура были оговорены и подтверждены условия. За 2 недели до начала тура Харьковская филармония решила изменить условия приёма. На просьбу организаторов концертного тура, объяснить причину подобного решения ответа не последовало. Зато через неделю от Харьковской филармонии пришло письмо, в котором в ультимативном тоне предлагалось принять изменённые условия. Сторона К.Волостнова вновь обратилась с просьбой к Харьковской филармонии аргументировать свои действия. Но и на этот раз реакции не было. После чего Харьковская филармония отменила концерт.Концерты в других городах прошли с самыми добрыми отзывами, как публики, так и администрации Филармоний.Пользователь redirect, вероятно, действительно в курсе органных дел, но, возможно, он выражает мнение некоторых коллег Константина, среди которых принято подтасовывать и выдумывать факты в угоду собственным интересам. Дамы и Господа, читайте внимательнее интервью!

  • redirect

    Какая чушь про выговор! Про сорванные концерты российских исполнителей – по моей информации это тоже чушь. Но, впрочем, назовите хотя бы 3-5 фамилий, кому сорвали концерты в Харькове? То, что представители К.Волостнова обращались в Министерство культуры Украины – это правда. Жаловались, что Харьковская филармония зажимает молодого таланта. От такого стиля в Харьковской филармонии действительно в шоке (из Минкульта звонили, поинтересовались, что за бешенный органист такой и что он хочет – ответом было харьковское “да примем на любых его условиях, если Минкульт даст на это деньги. Минкульт, совершенно естественно денег на гастрольную деятельность не дает и оставил право решения за филармонией) и Константин там на многие годы стал, к сожалению, персоной нон грата (жаль, потому что сам Константин, как мне известно, в конфликте участия не принимал, вели разговор с его менеджером). На самом деле – не договорились по финансам. Константин, насколько мне известно от харьковского органиста, просил деньги, которые Харьковская филармония никому из гастролеров-органистов не платит, и Константину тоже не могла заплатить. И условия Константина “не были оговорены”. Они были выставлены московской стороной, но харьковская на них согласия не давала. А дальше начался цирк с менеджером артиста… Фраза о том, что харьковская филармония отменила концерт – ложь! Концерт отменила представитель К.Волостнова по телефону в разговоре с зам.директором. Если сторона К.Волостнова считает иначе, задам тот же вопрос: какие-либо документы на концерт подписывали? Или вновь все непрофессионально, как и в Томске? (administrative, все-таки Контракт на концерт в Томске был подписан? Или все было сделано настолько непрофессионально как и в Украине, что позволило Томску при желании отменить концерт?). Можно обманывать много людей недолго, можно обманывать мало людей долго, но обманывать всех и всегда нельзя, уважаемые представители К.Волостнова. (отдельно замечу, что у филармонии в сущности к артисту минимум претензий – только в выборе менеджера).

  • redirect

    Ну почему “самозванец”? Очень талантливый органист. Просто так органные конкурсы в Сент-Олбансе не выигрывают! Просто он доверился людям, которые его подставляют, в т.ч. и недостоверной информацией, прикрывая собственную профессиональную несостоятельность. Надеюсь, Константин быстро разберется что к чему.

  • redirect

    не думаю, что Светлана является коллегой Константина. Михаил – может быть.Все же посоветовал бы Вам, Veradenis, немного отвлечься от “теории заговора” и допустить, что некоторые скажем так “замечания” в адрес Константина, а особенно его окружения, имеют реальную почву. Конечно, сослаться на “вражеские происки” проще всего. Допустить же, что исполнитель сам может ошибаться в оценках, сложнее. Но именно второй путь мне кажется верным.

  • administrative

    Комментарий уважаемого (ой) redirect, который, как видно из предоставленной им (ею) и принадлежащий заинтересованному лицу информации, отчётливо выражает позицию Харьковской филармонии, при этом уважаемый redirect не удосужился признать ошибочность своего комментария относительно трёх других городов на Украине.В этой связи СЧИТАЕМ дальнейшую ДИСКУССИЮ по данному поводу НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ.Уважаемые читатели, обращайтесь к интервью К.Волостнова – там Вы найдёте ответы на интересующие Вас вопросы.

  • redirect

    Не совсем понял, каким образом я или харьковский органист, предоставивший мне эту информацию, могут быть в чем-то тут заинтересованы. Ну это мелочи. А в чем ошибочность комментария? В том, что в в пару других городов из оставшихся трех названных украинских Константина тоже больше не позовут? Хорошо, считаете иначе – считайте. Только я вот тут на досуге выяснил причину отмены концерта в Томске. Ооо, это много некрасивее, чем даже можно было себе представить, уважаемые представители К.Волостнова. И усиливает эту некрасивость (я даже сказал бы “непорядочность”) сказанное в интервью – т.е. попытка переложить вину в случившемся на коллег. И это очень хорошо, что Вы так ловко вышли из дискуссии. Ибо меня это избавляет от необходимости обнародовать эту информацию, чтобы не получился “комментарий уходящему в спину”. Так что дискуссию действительно лучше прекратить. Только, если Вы, уважаемые представители К.Волостнова, и дальше так будете работать с филармониями – довольно быстро дискредитируете своего “подопечного”, к слову сказать, отменного органиста. Жалко будет просто…

  • violon

    Вы совершенно правы! Нельзя так завидовать успехам другого человека.
    Костя – не просто лучший органист России… Он ещё и замечательный человек: умный, добрый, а самое главное искренний… Вот из-за этих великолепных качеств, которые к великому сожалению есть не у каждого человека, он часто сам страдает. А это весьма несправедливо…