«Монна Ванна» Рахманинова в Большом зале

Россия – страна большая, это заметно и по названиям двух культурных центров столицы – Большой Театр и Большой зал Московской консерватории.Ashkenazy_Vladimir_Big_Hall Событием вчерашнего дня была большая победа Екатерины Щербаченко, солистки Большого, в крупнейшем международном конкурсе оперных певцов «Голоса Мира» в Кардиффе и её интервью нашему изданию. Вторым событием стала большая премьера – опера «Монна Ванна» Сергея Рахманинова в Большом зале Московской консерватории.

Консерватория в этом сезоне явно на подъёме. С появлением собственного оркестра, который не сходит с консерваторских афиш, её концерты становятся всё интереснее и масштабнее. Применительно к опере «Монна Ванна» уместно ещё раз использовать прилагательное «большой» – она относится к жанру «большой» оперы, предусматривающей масштабную постановку. Это заметно даже в том виде, как она была представлена публике – в концертном исполнении, без декораций. Музыка великолепная – это Рахманинов, которого в Москве не знали. Опера не окончена – композитор написал только первый акт с вокальными партиями и фортепианным сопровождением (о её истории создания мы писали в материале от 25 мая). Остаётся сожалеть о нереализованном замысле – у Рахманинова нет подобных опер, «Скупой рыцарь» и «Алеко» произведения скорее камерные. Нет сомнений, – будь она закончена, мы писали бы рецензии применительно к постановкам не Большого зала консерватории, а Большого театра.

Однако есть то, что есть, и само это событие  крупное и значимое. Россия обрела неизвестного Рахманинова, – автора, у которого исполняется всё, даже, как видим, неоконченные наброски нереализованных произведений. В постановке приняли лучшие силы консерватории – симфонический оркестр под управлением Анатолия Левина,  солисты и хор студентов Станислава Калинина. На премьеру прилетел маэстро Владимир Ашкенази, для которого творчество Рахманинова, по его собственным словам, является квинтэссенцией русской музыки. Это был «рахманиновский» вечер – во втором отделении прозвучали Симфоническая поэма «Остров мёртвых» и три этюда-картины в оркестровке О. Респиги.

Критиковать исполнение не будем, это неуместно – у подобных концертов всегда можно найти недостатки, в данном же случае, когда исполнялась неизвестная музыка, когда молодой оркестр и известный дирижёр встречались впервые, можно отметить только положительные стороны. Оркестр звучал прекрасно, особенно хочется отметить медные и деревянные духовые, за их великолепный тембр и очень точный звуковой баланс – они никогда не подавляют оркестр. Очень выразительно и красиво звучали сольные партии скрипки и виолончели. И, кончено, стоит особо отметить исполнителей сольных партий в опере – прекрасные голоса, которые даже в концертном исполнении представили действие очень ярко и зримо.

Исполнений на «бис» не было, хотя публика долго не отпускала музыкантов – маэстро Ашкенази со сцены извинился, что из-за ограниченного времени репетиций с оркестром их просто не было времени подготовить. Улыбающаяся публика, уже наполненная впечатлениями, отнеслась с пониманием.

Другие новости на эту тему:
26.05.2009 «Монна Ванна» Сергея Рахманинова – российская премьера
16.05.2009 Владимир Ашкенази – австралийские и русские премьеры