Симфонический марафон в Московской консерватории

Некоторые концертные события привлекают повышенное внимание прессы, другие проходят незамеченными. Отчего это зависит? orchestra-moscow-conservatoНе всегда от места проведения и звёздности имён участников. Не всегда от репертуара. Вот пример:  19.00, Москва, Колонный зал Дома союзов, Фестиваль симфонических оркестров мира, Оркестр Западногерманского радио. В программе  Симфония №2 Шумана  и «Альпийская симфония» Р. Штрауса. Телевидение, пресса. Недешёвые билеты, полный зал.

Практически рядом, – Большой зал Московской консерватории, 16.00 (для субботы – прекрасное время). На сцене Оркестр Московской консерватории, в программе – 5 и 6-я симфонии Сибелиуса, «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова, 1-й концерт для скрипки с оркестром Прокофьева, 2-я симфония Рахманинова, 6-я симфония Буцко и 5-я симфония Пейко. Да-да, настоящий симфонический марафон, который занял три отделения и длился более 4-х часов. Вход бесплатный, зал полон менее чем на треть. Почему? Всё дело в том, что подобные мероприятия не попадают в поле зрения масс-медиа – речь идёт о государственном экзамене выпускников дирижёрского факультета Московской консерватории.

Послушать такое количество музыки в прекрасном исполнении – довольно редкая возможность. Эпитет «прекрасное» к исполнению применён не случайно, без преувеличения. Оркестр Московской консерватории, несмотря на молодость – вполне профессиональный коллектив, на который мы не впервые обращаем внимание. К моменту написания этого материала журналисты Classica.FM посетили пять из шести концертов 4-го Фестиваля симфонических оркестров мира, проходящего в эти дни – есть, с чем сравнивать. Самому молодому из фестивальных оркестров – 25 лет, старейшему – двести, но и в этой компании молодые консерваторцы смотрелись бы вполне достойно, а по некоторым параметрам, – к примеру, чистоте интонации, тембральному богатству, даже превосходили некоторые коллективы. Объяснение простое – молодость состава компенсируется подготовкой оркестрантов, которым, кроме репетиций, приходится ежедневно по нескольку часов заниматься основной специальностью, играть в камерных ансамблях, готовиться и выступать в качестве солистов на конкурсах, фестивалях, других концертах. Их жизнь – бесконечная череда репетиций и выступлений, что держит музыкантов в отличной профессиональной форме. Работа оркестранта в старом коллективе нередко существенно спокойнее.

Андрей Ярошинский, фортепиано, дирижёр Борха КинтасКонцерт в Большом зале Московской консерватории представил публике шесть выпускников. Это довольно много – профессия редкая, почти все имена на слуху. Теперь к ним прибавились обладатели новеньких дипломов дирижёра – Алексей Богорад, Константин Чудовский, Ариф Дадашев, Сергей Михеев, Алексей Чуйков, Борха Кинтас. Последнего, вероятно, слышать будем нечасто – он гражданин Испании. Как сложится судьба остальных, сейчас сказать сложно – каждый из них в самом начале карьеры. Каждый способен войти в список блестящих музыкантов, способных составить славу московской дирижёрской школы, либо остаться на её задворках. Тех, кто способен привлечь новых слушателей, поклонников симфонической музыки или тех, на чьих концертах редкие зрители будут засыпать.

Сам концерт не был ровным. Некоторые произведения были очень достойными, в других были заметные просчёты, заметные, впрочем, больше музыкантам, чем слушателям. Удивительно было наблюдать, как меняется характер звучания оркестра с каждым следующим дирижёром. Такое ощущение, что не просто за пульт встал новый человек, но и половина оркестрантов сменилась. Можно отметить исполнение 5-й симфонии Сибелиуса, «Рапсодии на тему Паганини» с солистом Андреем Ярошинским – звучание менялось мгновенно, с первых тактов. Конечно, это в первую очередь зависит от квалификации и таланта дирижёра, ведь оркестр – это и есть его инструмент, который будет либо звучать, либо сипеть. Всё в его руках, в прямом смысле слова.

Хотелось бы надеяться, что в эту профессию случайные люди не приходят – очень уж она редкая, ответственная. Дирижёр – не просто профессия, это ещё и миссия. Пожелаем новым дирижерам, чтобы их профессиональная и миссионерская деятельность – а классическая музыка в ней очень нуждается – была насыщенной, долгой и счастливой.

На фото: Оркестр Московской консерватории; Андрей Ярошинский, дирижёр Борха Кинтас.


  • http://alive.violinconcert.ru/ Андрей Чистяков

    Отличная статья! Проблема чрезмерной жадности и равнодушной неосведомленности масс-медиа приняла характер затянувшейся хронической болезни. Молодые музыканты могут попасть в такой же информационный вакуум, как те, кто в России тянул лямку носителя культуры и искусства последние 15-20 лет. Апплодирую от всей души организаторам уникального интернет-портала classica.fm.