Оркестр WDR – браво, маэстро Бычков!

Четвертый день фестиваля в Колонном зале представлял Симфонический оркестр Западногерманского радио. По традиции, накануне концертаsemen-bychkov-interview маэстро Семен Бычков встретился с журналистами, и уже на брифинге стало понятно, что вечер, проведенный в компании немецкого оркестра, обещает быть интересным. Случилось так, что на встрече с прессой и самом концерте присутствовали разные журналисты Classica.FM, тем не менее их ожидания и оценки услышанного совпали.

Оркестр WDR уже приезжал в Москву – первые гастроли в новом составе состоялись в мае 2000-го, через три года после того как выпускник Ленинградской консерватории занял пост главного дирижера знаменитого коллектива. Тогда, с большим успехом, были исполнены симфоническая поэма Р. Штрауса «Жизнь героя», Альтовый концерт С. Губайдуллиной, с Юрием Башметом и Первая симфония Брамса.

На этот раз музыканты привезли две симфонии: Вторую Шумана и «Альпийскую» Р. Штрауса – произведения, не часто звучащие на московских концертных площадках. Но не в этом сезоне! Искушённая столичная публика, которой в этот раз на концерте было заметно больше, пришла с определенной целью – сравнить исполнение гостей из Кёльна с недавним, майским. Еще не утихли страсти вокруг блистательного исполнения Штрауса оркестром Баварского радио, который прошел в минувшем месяце, как тут – пожалуйте, еще одна «Альпийская симфония». Задача у немецкого оркестра была непростая – не уступить баварцем и представить своё прочтение симфонии.

Штраус – композитор, восприятие музыки которого напрямую зависит от мастерства и вкуса исполнителей. Его можно исполнить так, что музыка покажется полной бессмыслицей, шумом и треском. Исполнитель может в равной степени убить музыку и возвысить ее. На этот раз на протяжении 50-ти минут зал не дышал. Казалось, замерли все – даже обычно скучающие в первом отделении слушатели. Монументальная симфония была исполнена так, что после последнего аккорда воцарилась полная тишина и оцепенение, пока не раздались робкие аплодисменты, переросшие в настоящие овации. В исполнении было всё: идеально выстроенная драматургия, мощь и глубина звучания каждого инструмента. В кульминациях был идеальный звуковой баланс, в пианиссимо – неземное звучание деревянных духовых.

Полифония Штрауса также представляет особую сложность для исполнителей – ведь его музыкальная ткань, как и вагнеровская, сплетена из многочисленных мелодических линий, подголосков, мотивов. Прослушать такую фактуру очень сложно, еще сложнее сделать так, чтобы ее услышали остальные. Даже с этой задачей музыканты справились блестяще – они добились такой прозрачности и одновременно плотности звучания, что возникло почти физическое ощущение альпийского пространства. Такое исполнение открывает новые грани понимания того, что подразумевал сам композитор, называя симфонию «Альпийская» – это далеко не пейзажи и программная изобразительность, это сам «воздух» и колорит и музыки. Оно раскрывается не столько в содержании, сколько в звучании этой самой музыки, что напрямую зависит от мастерства исполнителей.

За все эти достижения музыкантам и маэстро можно только поклониться, закрыв глаза даже на такие «мелочи» как периодические неодновременные вступления, проскакивающие время от времени фальшивые нотки и прочие нюансы исполнения. В данном случае это детали несущественные. Баварцы, конечно, исполнили всё безукоризненно, но там и опыт больше, и дирижер постарше. Но если к таким результатам г-н Бычков пришел спустя только 10 лет работы с коллективом – браво!