Первый день июня – два крупных фестиваля

В первый день июня этого года открылись сразу двух крупных фестиваля – Dresdner Musikfestspiele в Дрездене и 4-й Фестиваль симфонических оркестров мираMusikfestspiele in Dresden im Juni 1995 в Москве.

Dresdner Musikfestspiele – крупнейший фестиваль классической музыки в Германии, собирает до 150 тысяч слушателей. Создан по директиве СЕПГ в 1984 году, в пику Западу, мол, «и мы не лыком шиты». На открытие позвали самого Герберта фон Караяна, – он не отказал. Спустя 32 года фестиваль переживает глубокий кризис и едва не закрылся из-за нерентабельности. Менее людные фестивали – барокко в Шветцингене и новой музыки в Донауэшингене пользовались гораздо большей популярностью СМИ – как- никак, у них есть своё лицо. Писать же о Дрезденском фестивале было нечего – просто хорошая музыка в красивом городе. У фестиваля не было ни профиля, ни изюминки, ни международной известности. Протесты граждан помогли отстоять фестиваль, компромисс нашли в смене директора.

Новый директор, Ян Фоглер (Jan Vogler), виолончелист с мировым именем, начавший свою карьеру концертмейстером в оркестре Государственной капеллы Дрездена (Staatskapelle Dresden), стал заложником одного слова – «новый». Все – политики, градоначальники, горожане, – требовали перемен, не особо задумываясь, каких именно. Поэтому программный девиз «нового» фестиваля нарекли просто – «Новый свет».

Имелся ли ввиду свет из-за океана или что-то другое, непонятно. Ничего нового «Новый свет» не высветил, в музыкальном плане у Европы и Америки связи и без лозунгов крепки. На всякий случай, однако, в программе стало меньше Бетховена и Гайдна, зато появился американский классик Чарльз Айвз и широкое «представительство» американских музыкантов, включая молодых. Что будет дальше, покажет время.

Колонный зал Дома союзовФестиваль симфонических оркестров в Москве гораздо моложе, проводится всего четвёртый раз. По возрасту не успел нажить болячек, да и родовых травм удалось избежать. Нынешний финансовый кризис на организацию фестиваля повлиял не слишком болезненно – количество оркестров не сократилось, фестивальная программа проходит, как и в прошлые годы, шесть дней, место то же – Колонный зал Дома Союзов. Ну, может, имена оркестров и дирижёров чуть менее громкие, так ведь Симфонический оркестр Тосканини с Лорином Маазелем уже приезжали, Дрезденский филармонический и Оркестр академии Санта Чечилия с Антонио Паппано тоже были.

Симфонический же оркестр Западногерманского радио мы ещё не слышали, а у него в программе всё самое немецкое – Шуман, Симфония №2 и Р. Штраус, «Альпийская симфония». Да и закрытие обещает быть громким – РНО Михаила Плетнёва под управлением Михаила Татарникова представит Первую симфонию Скрябина и его же «Поэму огня». Да ещё со световой партитурой, как задумано автором. Так что программа у московского фестиваля, в отличие от дрезденского, есть, своё лицо тоже, изюминки присутствуют, известности прибавляется. Будем надеяться, к 32-м годам кризис не постигнет.

Программа 4-го Фестиваля Симфонических оркестров мира:

1 июня. Национальный оркестр Капитолия Тулузы, дирижер Туган Сохиев.
I отделение: Дмитрий Шостакович, «Праздничная увертюра». Игорь Стравинский. «Пульчинелла», сюита из балета.
II отделение: Сергей Рахманинов, «Симфонические танцы».

2 июня. Национальный оркестр Капитолия Тулузы, дирижер Туган Сохиев.
I отделение: Клод Дебюсси, «Послеполуденный отдых Фавна»; «Море», три симфонических эскиза.
II отделение: Гектор Берлиоз, «Фантастическая симфония».

4 июня. Будапештский Фестивальный оркестр, дирижер Иван Фишер.
I отделение: Антонин Дворжак. «Американская сюита», Золтан Кодай «Танцы из Галанты».
II отделение: Бела Барток, «Румынские народные танцы», Антонин Дворжак. Симфония №7.

6 июня. Симфонический оркестр Западногерманского радио, дирижер Семён Бычков.
I отделение: Роберт Шуман, Симфония №2.
II отделение: Рихард Штраус, «Альпийская симфония».

9 июня. Омский академический симфонический оркестр, дирижер Дмитрий Васильев.
I отделение: П.И. Чайковский. «Гамлет», увертюра-фантазия; И. Хейфец, Симфония №1, «Яффская».
II отделение: Модест Мусоргский. «Ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки» в оркестровке Сергея Горчакова.

12 июня. Российский национальный оркестр.
I отделение: Александр Скрябин. Симфония #1, дирижер Михаил Плетнев.
II отделение: Александр Скрябин, «Прометей» (Поэма огня), дирижер Михаил Татарников. Солист – Максим Могилевский (фортепиано), Камерный хор Московской консерватории, художественный руководитель – Борис Тевлин.