«San Carlo» в Москве. Классику оставили на родине.

26 мая труппа старейшего оперного театра Италии, «Teatri di San Carlo», впервые вступила на московскую землю. Получив приглашение от Центра оперногоSan Carlo Theatre Naples пения Галины Вишневской, неаполитанцы поспешили принять участие в фестивале «Черешневый лес» – на суд московской публики привезли 10-ти дневного новорожденного, спектакль «Неаполь – любовь моя!», который и был представлен публике на сцене московского Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Москва – первый заграничный город в рамках мирового турне, который увидел спектакль после премьеры на сцене «Сан Карло». Родина театра, Неаполь, – город самых ярких контрастов, что отразилось и в постановке. Авторы спектакля представили антологию неаполитанской культуры – получился вояж по Неаполю и путешествие во времени, с XIII века до современного мегаполиса. Каждый из восьми веков представлен своими декорациями и музыкой – средневековыми балладами, неаполитанскими песнями, почему-то, однако, в современной аранжировке. Проводником во времени стала муза истории – Клио, в сопровождении Петрарки и Боккаччо. Вместе с ними по эпохам путешествовали Улисс и Сирена, Эрос и Танат, маски комедии дель арте и сам Караваджо.

Автор идеи, Симона Маркини, утверждает: «Этот проект – лучшее из того, что мы могли привезти в Россию. Хотелось показать что-то необычное, что не является ни классической оперой, ни балетом. Что-то более легкое. Это очень смелый эксперимент, ведь театр «Сан Карло» – это театр оперы и балета, и подобные эксперименты в нем никогда не проводились. Но наш «Неаполь» снискал расположение нашего художественного руководителя, и вот мы здесь!»

Новаторский при взгляде на афиши проект возвращает нас к драматургическим истокам итальянской оперы. Введение в спектакль аллегорических персонажей, разговорных диалогов и пластики, – всё это отсылает к ренессансной театральной эстетике, а сюжетная канва, история о средневековом аристократе, потерявшем вкус к жизни, напоминает сказки Гоцци. Симона Маркини: «Жанр этого представления я могла бы определить как музыкальную комедию, но это не совсем так. Здесь речь идет о фантастической истории, о сказке. Скорее всего, у нас получилась музыкальная сказка».

Обращение к сказке – это своеобразная дань традиции, ведь именно так – Favola in musica -«музыкальная сказка» – называлась первая итальянская опера Клаудио Монтеверди. Однако, это театральное действо стало для москвичей настоящей неожиданностью – представление было соткано из пантомимы, этнических современных танцев, фламенко и… любительского пения. Пели не оперные певцы, а драматические актеры и артисты балетной труппы, да ещё и под оркестровую фонограмму. Труппа оперного театра была без оркестра, который в это время был на других гастролях.

Уже сейчас очевидно, что эта постановка войдет в историю фестиваля как одна из самых противоречивых: ждали оперу – получили маскарад, хотели насладиться первоклассным вокалом – внимали полу-речитативу. Второпях классику оставили на родине, а сюда привезли проект, в котором не нашлось места ни итальянскому belcanto, ни классической хореографии, ни живому оркестровому звучанию. Недоумённая, разочарованная и разобиженная публика начала расходиться после первого акта. Во взглядах читался вопрос: «Что это было?»

Посмеялись над нами или надругались над своими собственными традициями – сложно ответить, но прикоснуться к лучшим оперным традициям старейшего оперного театра не удалось.

Светлана Косятова.


  • Дмитрий Жученко

    Браво, Светлана! Хорошо написано. ;))

  • AMagdalena

    Театр, на его сцене которого считают за честь выступить великие певцы и дирижеры, должен ревностнее относиться к собственной репутации. Опробовать подобные эксперименты на сцене другого театра – объяснимо, но опрометичиво. У нас помидоры с собой не приносят, как когда-то в Италии, но музыкальные критики, как видим, за культурной жизнью наблюдают. Отлично, Светлана!