Камерные концерты в Культурном центре П.И. Чайковского

Концертный зал Культурного центра П.И. Чайковского. Кудринская площадь, 46/54. Название и адрес могут ввести в заблуждение, но лишь на мгновение.Музей П.И. Чайковский и Москва Не нужно путать с филармоническим Концертным залом им. П.И. Чайковского, что поблизости, на Маяковке. Старинный двухэтажный особняк в традиционной для зданий 19 века жёлто-белой палитре, прямо напротив высотки на Баррикадной, наверняка раньше уже останавливал ваш взгляд. Расположенный между двумя уходящими от Садового кольца вглубь московского центра улицами, Б. Никитской и Поварской, кто-то вспомнит по «Кофемании». Люди же знающие входят в здание в дверь правого крыла – там и находится Культурный центр П.И. Чайковского.

Название не случайно – это именно культурный центр, а не музей в мемориальном смысле. Музей «П.И. Чайковский и Москва» не располагает подлинными вещами композитора. Внутренние помещения – залы, гостиные, кабинеты, отражают музыкальную, культурную, художественную атмосферу Москвы 1870-х годов, – ту пору, когда выпускник Петербургской консерватории приехал в Москву по приглашению Н.Г. Рубинштейна и снял здесь квартиру.

Здесь был и сам Николай Григорьевич, основатель и первый директор Московской консерватории, который пропагандировал творчество Чайковского. Были Пётр Юргенсон, издатель его произведений, поэты и писатели, композиторы, консерваторская профессура и артисты. Надежда Филаретовна фон Мекк, которая материальной поддержкой дала возможность Петру Ильичу творить, в этом доме бывала вряд ли, хотя Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки, которому принадлежит знание, утверждает обратное. Карл фон Мекк, её муж, скончался в 1871 году, оставив Надежде Филаретовне несколько миллионов рублей, что дало ей возможность стать меценатом искусств, – как раз за год до появления Чайковского в Москве. Может быть и не стоит принимать как факт известную легенду о том, что Чайковский и фон Мекк в жизни не встречались, но историки относят их знакомство к 1876 году, а в этом доме Чайковский жил до 1873-го.

Здесь Чайковский работал над Второй симфонией, музыкой к «Снегурочке», симфонической фантазией «Буря». Сегодня исторический особняк принимает не только музейных зевак – таких немного. Перестроенный под современный концертный зал верхний этаж с прекрасной акустикой – лакомое место для гурманов камерной музыки. Об этих концертах мы и начнём рассказывать в следующих материалах.

Евгений Бойко