Памяти Екатерины Максимовой

Народная артистка СССР, легендарная балерина Екатерина Максимова ушла из жизни в ночь на 28 апреля. ekaterina_maximova_ Максимова станцевала все крупнейшие роли классических балетов и снималась в кинофильмах-балетах. Много лет она выступала со своим постоянным сценическим партнером и супругом Владимиром Васильевым.

«Сегодня ночью у себя дома скончалась выдающаяся балерина современности Екатерина Максимова», – сообщила пресс-атташе Большого театра Екатерина Новикова. Она же отметила, что причина смерти пока не установлена. Владимир Васильев, по информации Новиковой, находится в данный момент за границей.

Уход из жизни известного человека – это всегда личная трагедия тех, кто его искренне любил. Пусть мы реже о нём вспоминаем, когда человек по возрасту уходит из профессии, нечасто появляется на экране. Пусть мы никогда не встретимся лично, но мысль о том, что он жив, он с нами, успокаивает нас. Мы знаем, что тепло его души согревает его близких и через тысячи улыбок передаётся нам. Мысль о том, что не стало Екатерины Максимовой, вызывает шок. Ведь она ещё так молода…

Екатерина Сергеевна Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве. В 1959 году она окончила Московское хореографическое училище (класс Е. П. Гердт) и поступила в труппу Большого театра, где работала до 1988 года. Еще во время обучения в хореографическом училище Максимова в 1957 году победила на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве. В том же году она дебютировала в партии Маши (балет Чайковского «Щелкунчик» в хореографии В. Вайнонена). В Большом театре Максимова была ведущей артисткой. С 1978 Максимова выступала в зарубежных труппах, снималась в кинофильмах-балетах («Анюта», «Старое танго» и др.). С 1980 балерина принимала участие в спектаклях ансамбля «Московский классический балет».

ekaterina_maximovaВ юности Максимова стала женой своего блистательного сценического партнера Владимира Васильева, с ним прожила до конца дней. Васильев несколько лет руководил Большим театром. В последние годы Максимова была педагогом-репетитором в Большом театре и в «Кремлевском балете». Максимова перетанцевала все главные роли классических балетов: Жизель в одноименном балете Адана, Китри в «Дон Кихоте» Минкуса, Одетта-Одилия в «Лебедином озере» Чайковского, Аврора в «Спящей красавице», Балерина в «Петрушке» Стравинского. Исполнение этих ролей Максимовой стало эталонным. Максимова экспериментировала и с современной хореографией – исполняла роль Жанны («Пламя Парижа» Асафьева), Золушки в балете Прокофьева, Джульетты его же «Ромео и Джульетта», Катерины в «Каменном цвете». Максимова и Васильев работали с хореографами Касьяном Голейзовским, Леонидом Лавровским, Юрием Григоровичем. Свои балеты им дарил Морис Бежар, а режиссер Франко Дзеффирелли пригласил их для участия в своем фильме-опере «Травиата».

Последнее выступление Максимовой на сцене Большого театра состоялось в день ее 60-летия, 1 февраля 1999 года, в минибалете «Сады Вилландри» на музыку Шуберта. Эту постановку в качестве подарка ко дню рождения балерины сделала хореограф Марта Кларк.

Творческая жизнь Екатерины Максимовой сложилась счастливо – уже самые первые ее выступления вызвали симпатию зрителей. Она обладала тем счастливыми сценическими данными: у нее прелестное полудетское лицо, точеная фигура, легкие, стройные ноги. Она из тех балерин, которых балетные критики в старину сравнивали с севрскими фарфоровыми статуэтками, умиляясь грациозной округлостью их движений, розовым обаянием их юности.

ekaterina_maximova_01Ее внешность, танец покоряли очаровательной миловидностью. Почти ребяческие резвость, кокетство, впечатление девичьей беспечальности, мягкости, в которой детская ласковость соединялась с очарованием расцветающей женственности. Иногда проскальзывали черточки капризности, простодушной надменности балованной и счастливой девочки. Еще ребенком, ученицей младших классов школы, Максимова обратила на себя внимание своей грацией в ролях маленькой Маши в «Щелкунчике», Амура в «Дон-Кихоте». Видя её на сцене, нельзя было не влюбится в её грацию, её очаровательную улыбку.

«Первые четыре года я училась у одного из лучших педагогов младших классов — Лидии Иосифовны Рафаиловой. Потом — Елизавета Павловна Гердт, блестящий педагог классического танца, которую я до сих пор вспоминаю с благодарностью и любовью, у нее же я кончила школу и, придя в Большой театр, занималась в классе», рассказывала Максимова.

Е. П. Гердт воспитала ее в лучших традициях академической школы. Максимовой всегда была свойственна плавность движений, красота поз, она танцевала аккуратно, «отчетливо», как писали в балетных обзорах и рецензиях XIX века. В этой прелестной и похвальной «отчетливости» был едва уловимый оттенок ученического, милая старательность, усердие способной и очень прилежной ученицы – лучшей, первой.

Вспоминая Екатерину Максимову, сейчас говорят – она была знаменита, известна, любима. Это правда. Ее хрупкость и невесомость в танце поражала всех. Век балерины короток, но она радовала нас танцем и тогда, когда ей было шестьдесят. В семьдесят она оставалась необыкновенно красивой женщиной. Забыть Максимову невозможно.

Прощание с Екатериной Максимовой состоится в четверг 30-го апреля в Москве, в атриуме Большого театра, в 10.00 утра.